Порядок проведения оценки коррупционных рисков при осуществлении закупок в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Архангельской области «Коношский комплексный центр социального обслуживания» (Приложение № 1 к приказу от 12.10.2021 № 145-о)

Приложение № 1

к приказу от 12.10.2021 № 145-о

Порядок проведения оценки коррупционных рисков при осуществлении закупок в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Архангельской области

«Коношский комплексный центр социального обслуживания»

 

  1. Общие положения

1.1. Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Архангельской области «Коношский комплексный центр социального обслуживания» (далее – учреждение), позволяющим обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий при осуществлении деятельности учреждения и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

1.2. Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и видов деятельности учреждения, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды.

1.3. Настоящий Порядок разработан с учетом Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Рекомендаций по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В настоящем порядке используются следующие основные термины и определения:

коррупционное правонарушение — злоупотребление полномочиями, злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, посредничество во взяточничестве, получение взятки, мелкое взяточничество, коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе, мелкий коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения (полномочий) вопреки законным интересам общества, государства, организации в целях получения выгоды (преимуществ) для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;

коррупционный риск — возможность совершения работником организации, а также иными лицами от имени или в интересах организации коррупционного правонарушения;

оценка коррупционных рисков — общий процесс идентификации, анализа и ранжирования коррупционных рисков;

идентификация коррупционного риска — процесс определения для каждого бизнес-процесса 1) критических точек и 2) возможных коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены работниками организации в каждой критической точке;

критическая точка — подпроцесс, особенности реализации которого создают объективные возможности для совершения работниками организации коррупционных правонарушений;

подпроцесс — установленные регулирующими документами процедуры и реальные действия, и взаимодействия структурных подразделений, коллегиальных органов, работников организации, совершаемые в целях реализации конкретного бизнес-процесса (формирование плана проведения закупок, разработка документации к закупке, объявление закупки, прием заявок от участников и т.д. — подпроцессы, имеющие место в рамках осуществления закупочной деятельности организации); бизнес-процесс — регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных действий структурных подразделений и отдельных работников организации, направленных на реализацию уставных целей (функций) организации (например, отдельным бизнес-процессом является закупочная деятельность организации);

направление деятельности — совокупность бизнес-процессов, направленных на реализацию единой уставной цели (функции) организации (бизнес-процессы «Обеспечение деятельности организации»: закупочная деятельность, кадровая работа и управление персоналом, административно-хозяйственное и материально-техническое обеспечение);

анализ коррупционного риска — процесс понимания природы коррупционного риска и возможностей для его реализации посредством:

1) выявления наиболее вероятных способов совершения коррупционного правонарушения при реализации бизнес-процесса («коррупционных схем»)

2) определения должностей или полномочий, критически важных для реализации каждой «коррупционной схемы».

коррупционная схема — выстроенный по определенному сценарию механизм использования работником полномочий в личных целях или в интересах третьих лиц (наиболее вероятный способ совершения коррупционного правонарушения).

индикатор коррупции — сведения, указывающие на возможную подготовку или совершение работником организации коррупционного правонарушения;

ранжирование коррупционных рисков — процесс определения уровня значимости каждого коррупционного риска с учетом:

1) возможного ущерба в случае реализации коррупционного риска;

2) вероятности реализации коррупционного риска, а также их последующее ранжирование по степени значимости.

 

  1. Порядок оценки коррупционных рисков

2.1. Оценка коррупционных рисков в деятельности учреждения проводится на регулярной основе ежегодно до 31 декабря.

На основании оценки коррупционных рисков составляется перечень коррупционно-опасных функций и разрабатывается комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

2.2. Оценку коррупционных рисков в деятельности учреждения осуществляют должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

2.3. Процедура оценки коррупционных рисков состоит из нескольких последовательных этапов:

1) подготовительный этап: принятие решения о проведении оценки коррупционных рисков, определение плана проведения оценки, выбор объекта оценки, определение полномочий и обязанностей работников учреждения в связи с проведением оценки, составление перечня и подготовка необходимых документов;

2) этап описания процессов: представление всех направлений деятельности объекта оценки в форме процессов, описание подпроцессов, составляющих каждый процесс;

3) этап идентификации коррупционных рисков: выделение в каждом анализируемом процессе критических точек и общее описание возможностей для реализации коррупционных рисков в каждой критической точке;

4) этап анализа коррупционных рисков:

а) подготовка детального описания возможных способов совершения коррупционного правонарушения в критической точке («коррупционных схем»);

б) формирование перечня должностей работников учреждения, которые могут быть вовлечены в совершение коррупционного правонарушения в критической точке;

5) этап ранжирования коррупционных рисков: оценка вероятности реализации и возможного ущерба от реализации каждого коррупционного риска, ранжирование коррупционных рисков по степени значимости в соответствии с критериями согласно приложению  № 2 к настоящему Положению и определение приоритетов при принятии мер по минимизации коррупционных рисков;

6) этап разработки мер по минимизации коррупционных рисков: подготовка предложений по минимизации всех или наиболее существенных идентифицированных коррупционных рисков;

7) этап оформления, согласования и утверждения результатов оценки коррупционных рисков: формирование и представление на утверждение директору реестра (карты) коррупционных рисков органа оценки согласно приложению № 1 к настоящему Положению и перечня должностей, связанных с коррупционными рисками.

  1. Подготовка к проведению оценки коррупционных рисков

3.1. Решение о проведении оценки коррупционных рисков принимается директором на основании решения комиссии по противодействию коррупции

3.2. К документам, содержащим информацию, необходимую для проведения оценки коррупционных рисков, относятся:

1) документы, содержащие информацию о направлениях деятельности учреждения и его структуре (Устав, Положение об учреждении, Положение о системе оплаты труда, штатное расписание, структура учреждения, т.д.);

2) документы, закрепляющие систему мер предупреждения коррупции в учреждении (приказы директора, план противодействия коррупции, блок-схема осуществления закупок, т.д.).

  1. Этап описания процессов

4.1. Основная задача этапа определить каким образом в объекте оценки реализуются на практике направления деятельности и конкретные процессы.

4.2. На этапе оценки проводится анализ документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Прядка.

Анализ проводится на основании следующей информации:

— сведения о коррупционных правонарушениях, совершенных работниками;

— материалы внутренних проверок, проводившихся, по случаям возможного совершения работниками органа оценки коррупционных правонарушений;

— обращения граждан, содержащие информацию о возможном совершении работниками органа оценки коррупционных правонарушений;

— материалы проверок, проведенных в учреждении надзорными органами за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

Входе анализа рассматривается перечень коррупционно-опасных функций, предусматривающих:

— размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в рамках действия 44-ФЗ и 223-ФЗ;

— подготовку и принятие решений об использовании бюджетных средств;

— подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

— подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;

— проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу;

— предоставление государственных услуг гражданам;

— хранение и распределение материально-технических ресурсов.

  1. Идентификация коррупционных рисков

5.1. Основной задачей этапа идентификации коррупционных рисков является выявление в каждом рассматриваемом направлении деятельности и процессе органа оценки критической точки.

5.2. Критической точкой является следующие:

— наличие у работника учреждения полномочий совершить действие (бездействие), которое позволяет получить выгоду (преимущество) работнику;

— взаимодействие работника с государственным органом (иной регулирующей организацией), уполномоченным совершать действия, важные для успешной реализации процесса и (или) успешного функционирования учреждения в целом.

5.3. Признаками, характеризующими коррупционное поведение должностного лица при осуществлении коррупционно-опасных функций, могут служить:

необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;

использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;

предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на государственную службу, на работу в государственную корпорацию (государственную компанию);

оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;

использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных (трудовых) обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

а также сведения о:

— нарушении должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных, локальных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными (трудовыми) обязанностями;

— искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной (трудовой) деятельности;

— попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;

— действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным (трудовым) полномочиям;

— бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными (трудовыми) обязанностями;

— получении должностным лицом,  его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;

— получении должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками  кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц.

— совершении частых или крупных следок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники должностных лиц;

— совершении финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями действующего законодательства.

  1. Анализ коррупционных рисков

6.1. Основная задача этапа – определение для каждой выявленной критической точки вероятного способа совершения коррупционного правонарушения (коррупционной схемы) и должности (полномочия) работников, наличие которых требуется для реализации каждой коррупционной схемы.

6.2. В целях определения возможных коррупционных схем анализ коррупционных рисков проводится с исследования выявленных критических точек с точки зрения потенциального нарушителя.

По каждому процессу готовится информация по следующим вопросам:

— если бы какой-либо из участников бизнес-процесса стремился извлечь из своих полномочий неправомерную выгоду для себя, для третьих лиц или непосредственно для организации, каким образом он мог бы это сделать?

В целях ответа на данный вопрос дополнительно собирается информация на ряд вспомогательных вопросов применительно к двум типам ситуациям:

1) когда работник (работники) обладает полномочиями, позволяющими получить выгоду для себя или для связанных лиц;

2) когда работник (работники) и (или) администрация учреждения в целом заинтересованы в получении выгоды, распределяемой государственными органами или другими организациями.

Применительно к первому типу ситуаций при анализе критических точек следует уделить внимание следующим вопросам:

— какие выгоды (преимущества) распределяются в процессе и для кого они представляют интерес?

— какие действия (бездействие) потребуется совершить недобросовестному работнику в целях неправомерного распределения выгоды (преимущества) в пользу заинтересованных лиц?

— если недобросовестный работник неправомерно распределяет выгоду (преимущество) не в пользу себя и (или) своих близких родственников, каким образом он сможет извлечь личную выгоду из коррупционного взаимодействия?

— может ли недобросовестный работник в одиночку совершить действия (бездействие), необходимые для неправомерного распределения выгоды (преимущества) в пользу заинтересованных лиц? Если нет, кого из работников учреждения ему необходимо вовлечь в совершение коррупционного правонарушения?

— каким образом возможно обойти внедренные в учреждении механизмы внутреннего контроля?

Применительно ко второму типу ситуаций рекомендуется ответить на следующие вопросы:

— существует ли выгода (преимущество), распределяемая учреждением в получении которой может быть заинтересован работник (работники) и (или) администрация учреждения в целом?

— взаимодействует ли администрация учреждения с контрагентами, имеющими связи с государственными органами или иными организациями, распределяющими выгоду (преимущество), в получении которой может быть заинтересован работник (работники) и (или) администрация учреждения в целом?

— каким образом работник учреждения может повлиять на распределение выгоды (преимущества) в его пользу или в пользу учреждения? Требуется ли для этого участие иных работников или контрагентов?

— каким образом возможно обойти внедренные в организации механизмы внутреннего контроля?

6.3. На основе проведенного анализа критических точек составляется описание коррупционных рисков в каждой выявленной критической точке, включающее, в числе прочего, следующую информацию:

а) краткое описание распределяемой в критической точке выгоды (преимущества), стремление к получению которой работником его внешними контрагентами является причиной совершения работником коррупционного правонарушения;

б) перечень потенциальных выгодоприобретателей — лиц, которые стремятся извлечь выгоду (преимущество) из совершения работником органа оценки коррупционного правонарушения в рассматриваемой критической точке;

в) перечень должностей работников органа оценки, без участия которых неправомерное распределение выгоды (преимущества) в критической точке невозможно или крайне затруднительно (перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками), с указанием возможной роли каждого работника в реализации коррупционной схемы;

г) краткое описание выгоды, получаемой работником в результате совершения коррупционного правонарушения;

д) описание возможных способов передачи работнику, с которым взаимодействует организация, вознаграждения за совершение коррупционного правонарушения;

е) краткое описание способа совершения коррупционного правонарушения (коррупционной схемы);

ж) развернутое описание способа совершения коррупционного правонарушения (коррупционной схемы), в том числе: инициатор коррупционного взаимодействия, последовательность действий и взаимодействий работника (работников) органа оценки и его контрагентов по неправомерному распределению выгоды (преимущества) и передаче работнику незаконного вознаграждения;

з) состав коррупционных правонарушений, которые должны быть совершены работником (работниками) органа оценки для реализации коррупционной схемы, с указанием ссылок на конкретные положения нормативных правовых актов (по возможности);

и) процедуры внутреннего контроля в рассматриваемой критической точке:

работники органа оценки, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего контроля; периодичность контрольных мероприятий; краткое описание контрольных мероприятий;

к) возможные способы обхода механизмов внутреннего контроля.

6.4. На этапе проведения анализа коррупционных рисков формируется перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками (далее – Перечень должностей), в который включаются должности, обязанности по которым предусматривают:

— принятие решения и (или) совершение действия, прямо направленного на распределение выгоды (преимущества);

— осуществление подготовительной работы, на основании которой принимается решение, направленное на распределение выгоды (преимущества);

— осуществление контрольных функций в отношении работников учреждения, принимающих или готовящих решения, направленные на распределение выгоды, в том числе осуществление функций по предупреждению коррупционных правонарушений.

6.5. В отношении должностей, исполнение обязанностей по которым подразумевает осуществление подготовительной работы, на основании которой принимается решение, направленное на распределение выгоды (преимущества), включаются в Перечень должностей:

— должности, исполнение обязанностей по которым подразумевает подтверждение права физического или юридического лица на получение выгоды (преимущества);

— должности, исполнение обязанностей по которым подразумевает обоснование преимуществ того или иного претендента на получение выгоды;

— должности, исполнение обязанностей по которым подразумевает определение размера материальной выгоды;

— должности, исполнение обязанностей по которым подразумевает проведение проверки, аудита юридических лиц, претендующих на получение выгоды (преимущества) и подготовку документов по ее результатам;

— должности, исполнение обязанностей по которым подразумевает проведение оценки операционных рисков.

При принятии решения о целесообразности включения в Перечень должностей, исполнение обязанностей по которым подразумевает осуществление подготовительной работы, а также иных должностей, учитывать, имеет ли работник реальную возможность своим действием (бездействием) повлиять на содержание решения о распределении выгоды (преимущества).

6.6. Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционно-опасной) может быть выявлена:

— в ходе заседания комиссии по противодействию коррупции;

по результатам рассмотрения:

— обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по «горячей линии», «электронной приемной» и т.д.;

— уведомлений представителя работодателя о фактах обращения в целях склонения сотрудника учреждения к совершению коррупционных правонарушений;

— сообщений в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения должностными лицами требований к служебному поведению;

— материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественной палатой Российской Федерации.

  1. Ранжирование коррупционных рисков

7.1. После подготовки описания критических точек и коррупционных схем проводится оценка значимости каждого выявленного коррупционного риска с точки зрения вероятности его реализации и возможного ущерба в результате его реализации.

7.2. При оценке значимости коррупционных рисков проводится оценка значимости коррупционных рисков на основе коррупциогенных факторов в соответствии с критериями по степени оценки выраженности коррупциогенных факторов согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

Итоговая степень выраженности коррупциогенных факторов рассчитывается как сумма балльных оценок степени выраженности каждого коррупциогенного фактора.

Итоговая степенью выраженности коррупциогенного риска оценивается по следующему принципу:

— вероятность реализации коррупционного риска следует оценивать как низкую, если все коррупциогенных факторы отсутствуют или присутствуют в незначительной степени (получили оценку 1 балл);

— вероятность реализации коррупционного риска следует признать высокой, если хотя бы два коррупциогенных фактора присутствуют в значительной степени (получили оценку 3 балла) или более половины коррупциогенных факторов присутствуют в определенной степени (получили оценку 2 балла).

7.3. В случае если реализация коррупционного риска может повлечь вред жизни и здоровью граждан и (или) вред национальной безопасности, такой потенциальный вред следует оценивать как значительный (максимальная оценка по выбранной балльной шкале).

7.4. По результатам оценки вероятности реализации и возможного ущерба от реализации коррупционных рисков в целях рационального расходования ресурсов целесообразным может стать выделение отдельных критических точек, в отношении которых меры по минимизации коррупционных рисков должны быть реализованы в первую очередь. Для этого коррупционные риски необходимо про ранжировать с точки зрения их значимости для организации, государства и общества.

7.5. Значимость коррупционных рисков определяется сочетанием рассчитанных ранее параметров: вероятности реализации коррупционного риска в критической точке (вероятность) и возможного вреда от его реализации (вред) согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

  1. Разработка мер по минимизации коррупционных рисков

8.1. Для каждой выявленной критической точки необходимо определить возможные меры по минимизации соответствующих коррупционных рисков.

При этом необходимо оценить объем финансовых затрат на реализацию этих мер, а также кадровые и иные ресурсы, необходимые для проведения соответствующих мероприятий.

8.2. В случае наличия необходимых ресурсов провести мероприятия по минимизации всех выявленных рисков.

В случае невозможности или экономической нецелесообразности одновременной реализации мер по минимизации всех выявленных коррупционных рисков необходимо, в первую очередь, реализовать меры по минимизации критических и существенных коррупционных рисков.

8.3. При определении мер по минимизации коррупционных рисков придерживаться следующих принципов:

— каждая мера должна быть сформулирована конкретно, работники органа оценки, вовлеченные в процесс ее реализации, должны понимать, в чем она заключается, понимать желательный результат и его связь с минимизацией конкретного коррупционного риска;

— для каждой меры должен быть установлен срок или периодичность ее реализации;

— для каждой меры должен быть определен ответственный за ее реализацию;

— реализация каждой меры должна быть подтверждена документально;

— на стадии планирования мер по минимизации коррупционных рисков должны быть проработаны механизмы мониторинга реализации этих мер и оценки их эффективности.

  1. Меры по минимизации коррупционных рисков

9.1. Организация, регламентация и автоматизация процессов, в том числе:

— детальная регламентация процессов в критических точках (порядка и сроков реализации, документационного обеспечения, ответственных лиц), закрепление четких оснований и критериев принятия любых решений, влекущих конкурентное распределение выгоды (преимущества), сведение к минимуму дискреционных полномочий работников органа оценки;

— сведение к минимуму ситуаций, при которых решение принимается работником единолично или на основании информации, подготовленной работником единолично, разумное расширение круга лиц, без участия (согласование) которых не может быть принято решение о распределении выгоды (преимущества);

— исключение ситуаций, при которых работник органа оценки совмещает функции по исполнению решения и контролю за его исполнением;

— совершенствование механизма отбора работников для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения, направленное в том числе на выявление и урегулирование конфликта интересов;

— автоматизация процессов и отдельных подпроцессов;

9.2. Совершенствование контрольных и мониторинговых процедур, в том

числе:

— совершенствование механизмов выявления конфликта интересов в деятельности работников органа оценки, в том числе путем внедрения специализированного программного обеспечения, позволяющего сопоставить информацию о родственниках работников с информацией о составе учредителей и органах управления контрагентов и конкурентов организации;

— совершенствование механизмов, позволяющих работникам органа оценки своевременно сообщить о замеченных ими случаях возможных коррупционных нарушений, в том числе о ситуациях, когда в предполагаемые коррупционные правонарушения вовлечены их руководители;

— регулярный мониторинг информации о возможных коррупционных правонарушениях, совершенных работниками органа оценки, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций в средствах массовой информации;

— совершенствование механизмов внутреннего контроля за исполнением работниками органа оценки своих обязанностей, с учетом вероятных способов обхода внедренных процедур контроля;

— совершенствование процедур внутреннего бухгалтерского и финансового контроля.

9.3. Информационные и образовательные мероприятия, в том числе:

— информирование контрагентов органа оценки о последствиях коррупционных правонарушений;

— размещение информации об ответственности за коррупционные правонарушения на информационном стенде и официальном сайте учреждения;

— проведение методических совещаний по вопросам противодействия коррупции, в особенности для работников органа оценки, замещающих должности, связанные с коррупционными рисками;

— повышение квалификации работников организации, ответственных за предупреждение коррупции, по вопросам управления коррупционными рисками.

  1. Оформление, согласование и утверждение результатов оценки коррупционных рисков

10.1. В качестве пояснительных документов к Реестру (карте) коррупционных рисков прикладываются отчет о проведении оценки коррупционных рисков, содержащий детальную информацию об использованных способах сбора необходимой информации, расчета основных показателей, обоснование предлагаемых мер по минимизации идентифицированных коррупционных рисков, а также отдельно — формализованные описания коррупционных рисков в каждой выявленной критической точке в соответствии с пунктом 4.2. настоящего Положения.

10.2. На основании результатов оценки коррупционных рисков ответственному лицу за проведение оценки коррупционных рисков в срок до 1 октября текущего года формируется План мероприятий по минимизации коррупционных рисков в организации.

10.3. Реестр (карта) коррупционных рисков и Перечень должностей в объекте контроля, замещение которых связано с коррупционными рисками, подлежат направлению в министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области.

Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно-опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей учреждения и т.д.

_______________________________________________________

Приложение № 1

Реестр (карта)

коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок в государственных учреждений Архангельской области, подведомственных министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области

 

п/п

Краткое наименование коррупционного риска Описание возможной коррупционной схемы Наименование должностей служащих (работников), которые могут участвовать
в реализации коррупционной схемы
Меры по минимизации коррупционных рисков
Реализуемые Предлагаемые
Пред-процедурный этап осуществления закупки
1. Необоснованное расширение (ограничение), упрощение (усложнение) необходимых условий контракта Установление необоснованных преимуществ для отдельных участников закупок Директор

Заместитель директора

Бухгалтер

Специалист по персоналу

Специалист по охране труда

Медицинская сестра

Водитель

Единая комиссия

 

Формирование потребности заказчика с учетом обоснованности закупаемых товаров, работ, услуг 1. Проведение антикоррупционной экспертизы закупочной документации, в том числе проектов контрактов.

2. Повышение квалификации лиц, участвующих в осуществлении закупок

2. Необоснованный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Преднамеренная подмена одного способа закупки другим

 

Преднамеренное дробление закупки на несколько отдельных с целью выбора способа закупки у единственного поставщика

Директор

Заместитель директора

Бухгалтер

Специалист по персоналу

Специалист по охране труда

Медицинская сестра

Водитель

Единая комиссия

 

1. Разъяснение понятия аффилированности, установление требований
к разрешению выявленных ситуаций аффилированности

2. Обязанность работников сообщать работодателя о личной заинтересованности при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

3. Мониторинг закупок на предмет выявления неоднократных (в течение двух-трех лет и более подряд) закупок однородных товаров, работ, услуг, способа таких закупок и организаций, с которыми заключены контракты.

4. Разъяснение работникам мер ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

1. Запрет на подмену одного способа закупки другим.

2. Включение в локальные акты учреждения положений, предусматривающих возможность привлечения
к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в некачественном планировании потребности (включая факты подмены одного способа закупки другим).

3. Проведение антикоррупционной экспертизы закупочной документации, в том числе проектов контрактов.

4. Повышение квалификации лиц, участвующих в осуществлении закупок

3. Использование необъявленных или недопустимых условий допуска к участию в закупочных процедурах для участников закупок Установление необоснованных преимуществ для отдельных лиц при осуществлении закупок Директор

Заместитель директора

Бухгалтер

Специалист по персоналу

Специалист по охране труда

Медицинская сестра

Водитель

Единая комиссия

 

1. Мониторинг закупок на предмет выявления неоднократных (в течение двух-трех лет и более подряд) закупок однородных товаров, работ, услуг, способа таких закупок и организаций, с которыми заключены контракты.

2. Разъяснение работникам мер ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

 

1. Проведение антикоррупционной экспертизы закупочной документации, в том числе проектов контрактов.

2. Повышение квалификации лиц, участвующих в осуществлении закупок

Процедурный этап осуществления закупки
4. Необоснованное изменение или нарушение условий контракта Установление необоснованных преимуществ для отдельных лиц при осуществлении закупок

 

Внесение аванса без обеспечения исполнения обязательств по контракту или полной оплаты до выполнения всего объема работ

Директор

Контрактный управляющий

1. Анализ жалоб на необоснованное изменение условий контракта с привлечением работников, ответственных за предупреждение и противодействие коррупции в учреждении,

на предмет наличия признаков коррупционных правонарушений.

2. Разъяснение работникам ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

3. Проверка наличия возможной аффилированности между участником закупки и работником заказчика.

1. Своевременная подготовка и направление заказчиком проектов контрактов победителю закупок

2. Проведение антикоррупционной экспертизы заключаемых контрактов.

3. Повышение квалификации лиц, участвующих в осуществлении закупок

 

5. Запрос недопустимых, излишних, необъявленных документов и сведений для заключения контракта Установление необоснованных преимуществ для отдельных лиц при осуществлении закупок Директор

Контрактный управляющий

1. Анализ жалоб на запрос недопустимых, излишних, необъявленных документов и сведений при заключения контракта с привлечением работников, ответственных за предупреждение и противодействие коррупции в учреждении,

на предмет наличия признаков коррупционных правонарушений

2. Разъяснение работникам ответственности за совершение коррупционных правонарушений

3. Проверка наличия возможной аффилированности между участником закупки и работником заказчика

1. Запрет на запрос недопустимых, излишних, необъявленных документов и сведений для заключения контракта

2. Проведение антикоррупционной экспертизы заключаемых контрактов

3. Повышение квалификации лиц, участвующих в осуществлении закупок

 

6. Необоснованный отказ в заключении контракта Установление необоснованных преимуществ для отдельных лиц при осуществлении закупок Директор

Контрактный управляющий

1. Анализ жалоб на необоснованный отказ в заключении контракта с привлечением работников, ответственных за предупреждение и противодействие коррупции в учреждении,

на предмет наличия признаков коррупционных правонарушений

2. Разъяснение работникам ответственности за совершение коррупционных правонарушений

3. Проверка наличия возможной аффилированности между участником закупки и работником заказчика

1. Проведение антикоррупционной экспертизы заключаемых контрактов

2. Повышение квалификации лиц, участвующих в осуществлении закупок

 

Пост-процедурный этап проведения закупок
7. Преднамеренное ненадлежащее

осуществление контроля сроков и других условий исполнения обязательств, предусмотренных контрактом

Преднамеренное затягивание сроков проверки выполнения работ или немотивированный отказ от согласования работ

 

Необоснованные претензии по объему и срокам выполненных работ или оказанных услуг

Директор

Заместитель директора

Бухгалтер

Специалист по персоналу

Специалист по охране труда

Медицинская сестра

Водитель

Единая комиссия

 

1. Анализ жалоб на затягивание сроков проверки выполнения работ с привлечением работников, ответственных за предупреждение и противодействие коррупции,

на предмет наличия признаков коррупционных правонарушений.

2. Разъяснение работникам ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

3. Проверка наличия возможной аффилированности между участником закупки и работником заказчика.

1. Установление минимальной продолжительности сроков проверки выполнения работ подрядчиком.

2. Установление требований к контролю выполнения работ (установление конкретных работников учреждения, ответственных за соблюдением сроков исполнения контракта).

3. Исключение возможности работникам, участвующим в контроле сроков выполнения работ, получать какие-либо выгоды (подарки, вознаграждения, иные преференции) от подрядчика.

4. Повышение квалификации лиц, участвующих в осуществлении закупок

8. Преднамеренные нарушения при приемке выполнения работ, предусмотренных условиями контракта Приемка выполненных не в полном объеме (выполненных ненадлежащим образом) работ Директор

Заместитель директора

Бухгалтер

Специалист по персоналу

Специалист по охране труда

Медицинская сестра

Водитель

Единая комиссия

1. Разъяснение понятия аффилированности, установление требований к разрешению выявленных ситуаций аффилированности.

2. Обязанность работника сообщать работодателю о личной заинтересованности при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

3. Обязанность работников сообщать работодателю о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений.

4. Разъяснение работникам ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

5. Проверка наличия возможной аффилированности между участником закупки и работником заказчика.

1. Установление требований к приемке выполнения работ (включая привлечение
к приемке работ работников учреждения, участвующих в составлении спецификации к контракту). При необходимости установление возможности привлечения экспертов к оценке выполненных работ.

2. Установление единообразного подхода к приемке выполненных работ

3. Исключение возможности работникам, участвующим в приемке работ, получать какие-либо выгоды (подарки, вознаграждения, иные преференции) от подрядчика.

4. Организация внутреннего контроля по оценке исполнения контрактов.

5. Повышение квалификации лиц, участвующих в осуществлении закупок

 

 

Приложение № 2

План (реестр)

мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок в государственных учреждений Архангельской области, подведомственных министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области

 

п/п

Наименование меры по минимизации коррупционных рисков Краткое наименование минимизированного коррупционного риска Срок

(периодичность) реализации

Ответственный за реализацию служащий (работник) Планируемый

результат

1. Проведение антикоррупционной экспертизы закупочной документации, в том числе проектов контрактов Необоснованное расширение (ограничение), упрощение (усложнение) необходимых условий контракта Постоянно Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Работник, на которого возложены функции, связанные с предупреждением коррупции

 

Минимизация коррупционных проявлений при осуществлении закупки
Повышение квалификации лиц, участвующих в осуществлении закупок

 

Один раз в три года Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Формирование потребности заказчика с учетом обоснованности закупаемых товаров, работ, услуг Постоянно Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

2. Разъяснение понятия аффилированности, установление требований к разрешению выявленных ситуаций аффилированности Необоснованный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

 

Постоянно

 

Работник, на которого возложены функции, связанные с предупреждением коррупции Минимизация коррупционных проявлений при осуществлении закупки
Обязанность работников сообщать работодателю

о личной заинтересованности при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов

При возникновении личной заинтересован-ности Лица, участвующие в осуществлении закупок
Проверка наличия возможной аффилированности между участником закупки
и работником заказчика
Ежегодно
Запрет на подмену одного способа закупки другим Постоянно

 

Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Повышение квалификации лиц, участвующих в осуществлении закупок Один раз в три года Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Разъяснение работникам мер ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Постоянно Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Работник, на которого возложены функции, связанные с предупреждением коррупции

 

Проведение антикоррупционной экспертизы закупочной документации, в том числе проектов контрактов Постоянно
3. Повышение квалификации лиц, участвующих в осуществлении закупок Использование необъявленных или недопустимых условий допуска к участию в закупочных процедурах для участников закупок

Необоснованное изменение или нарушение условий контракта

Необоснованное изменение или нарушение условий контракта

Запрос недопустимых, излишних, необъявленных документов и сведений для заключения контракта

Один раз в три года Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

 

 

 

Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

 

Минимизация коррупционных проявлений при осуществлении закупки
Анализ жалоб на необоснованное изменение условий контракта с привлечением работников, ответственных за предупреждение и противодействие коррупции в учрежедении,

на предмет наличия признаков коррупционных правонарушений

При поступлении жалобы
Разъяснение работникам ответственности за совершение коррупционных правонарушений Не реже двух раз в год Работник, на которого возложены функции, связанные с предупреждением коррупции

 

Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

4. Своевременная подготовка и направление заказчиком проектов контрактов победителю закупок Необоснованное изменение или нарушение условий контракта

Запрос недопустимых, излишних, необъявленных документов и сведений для заключения контракта

Необоснованный отказ в заключении контракта

Постоянно Контрактный управляющий

 

 

Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

 

Минимизация коррупционных проявлений при осуществлении закупки
Проведение антикоррупционной экспертизы заключаемых контрактов Ежегодно
5. Запрет на запрос недопустимых, излишних, необъявленных документов и сведений для заключения контракта Запрос недопустимых, излишних, необъявленных документов и сведений для заключения контракта

Необоснованный отказ в заключении контракта

Необоснованный отказ в заключении контракта

Преднамеренное ненадлежащее

осуществление контроля сроков и других условий исполнения обязательств, предусмотренных контрактом

Постоянно Работник, на которого возложены функции, связанные с предупреждением коррупции

Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Минимизация коррупционных проявлений при осуществлении закупки
Проведение антикоррупционной экспертизы заключаемых контрактов Постоянно
Анализ жалоб на необоснованный отказ в заключении контракта с привлечением работников, ответственных за предупреждение и противодействие коррупции в учреждении,

на предмет наличия признаков коррупционных правонарушений

При поступлении жалобы Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Разъяснение работникам ответственности за совершение коррупционных правонарушений Не реже двух раз в год Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Проверка наличия возможной аффилированности между участником закупки и работником заказчика Ежегодно
6. Проведение антикоррупционной экспертизы заключаемых контрактов Необоснованный отказ в заключении контракта

Преднамеренное ненадлежащее

осуществление контроля сроков и других условий исполнения обязательств, предусмотренных контрактом

Преднамеренное ненадлежащее

осуществление контроля сроков и других условий исполнения обязательств, предусмотренных контрактом

Преднамеренные нарушения при приемке выполнения работ, предусмотренных условиями контракта

Постоянно Работник, на которого возложены функции, связанные с предупреждением коррупции

Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Минимизация коррупционных проявлений при осуществлении закупки
Повышение квалификации лиц, участвующих в осуществлении закупок Ежегодно
Анализ жалоб на затягивание сроков проверки выполнения работ с привлечением работников, ответственных за предупреждение и противодействие коррупции,

на предмет наличия признаков коррупционных правонарушений

При поступлении жалобы
Разъяснение работникам ответственности за совершение коррупционных правонарушений Не реже двух раз в год Работник, на которого возложены функции, связанные с предупреждением коррупции

Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Проверка наличия возможной аффилированности между участником закупки и работником заказчика Ежегодно
7. Установление минимальной продолжительности сроков проверки выполнения работ подрядчиком Преднамеренное ненадлежащее

осуществление контроля сроков и других условий исполнения обязательств, предусмотренных контрактом

 

Постоянно Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Минимизация коррупционных проявлений при осуществлении закупки
Установление требований к контролю выполнения работ (установление конкретных работников учреждения, ответственных за соблюдением сроков исполнения контракта)
Исключение возможности работникам, участвующим в контроле сроков выполнения работ, получать какие-либо выгоды (подарки, вознаграждения, иные преференции) от подрядчика Постоянно
Повышение квалификации лиц, участвующих в осуществлении закупок Один раз в три года Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Разъяснение понятия аффилированности, установление требований к разрешению выявленных ситуаций аффилированности Ежегодно

Постоянно

При возникновении личной заинтересован-ности

Работник, на которого возложены функции, связанные с предупреждением коррупции

 

Обязанность работников сообщать работодателю о личной заинтересованности при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Обязанность работников сообщать работодателю о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений При выявлении фактов склонения к совершению коррупционных правонарушений Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

8. Разъяснение работникам ответственности за совершение коррупционных правонарушений Преднамеренные нарушения при приемке выполнения работ, предусмотренных условиями контракта Не реже двух раз в год Работник, на которого возложены функции, связанные с предупреждением коррупции

Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Директор

Минимизация коррупционных проявлений при осуществлении закупки
Проверка наличия возможной аффилированности между участником закупки и должностным лицом заказчика Ежегодно
Установление требований к приемке выполнения работ (включая привлечение
к приемке работ работников учреждения, участвующих в составлении спецификации к контракту). При необходимости установление возможности привлечения экспертов к оценке выполненных работ
Постоянно
Установление единообразного подхода к приемке выполненных работ Постоянно
Исключение возможности работникам, участвующим в приемке работ, получать какие-либо выгоды (подарки, вознаграждения, иные преференции) от подрядчика Постоянно

 

Организация внутреннего контроля по оценке исполнения контрактов Постоянно

 

 

Один раз в три года

Директор

Лица, участвующие в осуществлении закупок

 

Повышение квалификации лиц, участвующих в осуществлении закупок

 

____________________________________________________________________________________________

 

 

Приказ от 12.10.2021 № 145-о О мероприятиях, направленных на выявление и минимизацию коррупционных рисков